Что же такое страх? Почему мы часто позволяем ему хозяйничать в нашей голове, управлять нашими чувствами, а вместе с тем и нами? Насколько реальным бывает страх и причины вызвавшие его? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, получив тем самым возможность понять причины, и научиться работать с этим чувством на более глубоком уровне.
Всегда ли страх приводит к неблагоприятным последствиям и мешает нашей жизни? По своей сути страх выполняет защитную функцию, активизируя ресурсы организма для сражения или бегства. Другое дело если он владеет нами постоянно, в таком случаи происходит нервное, физическое и психическое истощение. Не страх помогает нам, а мы становимся рабом своего страха. В таком случаи это чувство может привести к серьезным нарушениям, как внутри организма, так и в нашей социальной жизни. Причем страх может быть очень многогранен, может маскироваться под другие чувства, скрываться под маской гордости, иллюзии, хвастовства, отсутствия желания делать что-то, беспокойств. Или же вообще он может уйти на подсознательный уровень, влияя на нас неосознанно, без возможности четко понять причины нашего поведения, и тем самым лишая возможности как-то разобраться в происходящем. Он многогранен, но далеко не всесилен.
Суть работы со страхом, заключается в том, чтобы сделать его нашим помощником, а не злейшим врагом, который парализует волю или ведет к постоянным стрессам и проблемам. Но нельзя настроить взаимоотношения с тем, кого ты не знаешь или не видишь. Поэтому само чувство страха для начала нужно научиться осознавать, понимать его причины, как поверхностные, так и те, что кроются в глубине сознания. А глубокие причины являются основополагающими и базовыми. Это фундамент, на котором строятся все наши страхи, фобии и беспокойства.
Глубокие причины потому и невидимы, что докопаться до них порою очень сложно. Но, то, что не видно самому человеку, часто вполне очевидно для других, так как мы сами не редко не признаемся себе в причинах нашего состояния, не признаемся или заталкиваем осознанание этих причин глубоко внутрь себя, не желая признавать то, что произошло и что очень плохо повлияло на нас.
Работа с подсознанием очень важна для того, чтобы наладить правильные отношения со страхами и беспокойствами. На раннем уровне возникновения этого чувства вполне достаточно поверхностной работы с сознанием, чтобы перевести страх на осознанный, регулируемый уровень. Но когда корни страха ушли в глубину неосознанного, когда сам человек не может дать себе отчет в его причинах или полностью отрицает что они есть, когда с течением времени страх укоренился и в тонких и в грубых слоях сознания – тут работа с этим чувством начинает напоминать удаление зуба, который еще живой, но восстановлению не подлежит. В таком случаи приходится делать обезболивание, удалять нерв, удалять зуб и после этого восстанавливаться физически.
Работа с укоренившимися страхами чаще всего очень болезненна, и не в последнюю очередь по причине того, что словно организм паразит, страх становится частью собственной ценностной системы и не редко лишится страха для такого человека – как лишится части самого себя, но без этой процедуры нельзя почувствовать полную свободу и открытость к окружающему миру.
Этапы работы по осознанию беспокойств и страхов
Осознать свои страхи, признать, что они у тебя есть, посмотреть им в глаза – это обязательное правило в налаживании правильных отношений с этим чувством. Мы не можем влиять на то, что сами отрицаем или чего не видим. Поэтому очень важно признаться самому себе, что Вы чего-то боитесь: потерять ребенка, быть не на высоте, выступать на публике, отравиться, встретить в темном переулке злодея, лечиться, и так далее и тому подобное. Страхи порой могут быть весьма причудливыми, но от того не менее всепоглощающими. Поэтому первое, что нужно сделать, признать свой страх. Увидеть его во всей красе, осознать его причины и те последствия, к которым он ведет. Не нужно на этом этапе говорить себе, что бояться это плохо, или, что я большой мальчик или девочка, и я не буду об этом думать. Бояться все, так как это базовая защитная реакция живого существа, а вот отрицание действительности, это уже психическая надстройка, выработанная в процессе воспитания или самовоспитания.
Не в коем случаи не нужно заталкивать страх в глубину, просто уходить от ситуации, которая вызывает это чувство, или бояться, не пытаясь проанализировать причины и свою реакцию на них.
Осознание страхов начинается с понимания причин, которые его породили. Одна из первых и базовых причин страха – боязнь за свою жизнь, боязнь умереть. Эта причина лежит глубоко в подсознании, порождая другие страхи, которые будут связаны с ней. К примеру – я боюсь ответить своему обидчику, потому что может возникнуть ссора, а затем и драка, вследствие чего меня могут убить. Или – я боюсь, что мой ребенок упадет с велосипеда и травмируется, а затем умрет. Я боюсь паука, потому что он может меня укусить, и я умру от яда. Вариаций может быть бесчисленное множество, но нужно трезво дать себе отчет – ведет ли в конечном итоге ваше состояние к страху умереть, больше не существовать. Если это так, то избавлением от такого состояние может служить только ваша вера в то, что у вас есть свое место в этом мире.
В Бхагавад Гите Господь говорит, о том, что не было такого времени, когда бы не существовал он и все души, которыми мы являемся, и не будет такого времени, когда бы кто-то из нас перестал существовать. Поэтому страх не существовать является беспочвенным, можно бояться только потерять нынешнее тело или бояться боли, но не возможности никогда больше не существовать. Этот страх является беспочвенным и полностью материалистичным, основанным на полном отождествлении себя с телом в котором мы находимся. Отсутствие веры порождает страх, так как безверие или вера в то, что нет справедливости – это синонимы материализма. А там где нет места высшему абсолюту, Господу – всегда найдется место для страха, а вслед за ним и безумия от осознания того, что мы не можем ничего контролировать в этом мире, так как все здесь создано и поддерживается волей случая. Такая идея порождает большинство страхов, тревог, фобий, стрессов и всего того, что не дает нам получать удовлетворение от жизни и почувствовать себя счастливым.
Мы можем выделить первый этап осознания своих страхов, которым является признание того факта, что в нас очень мало веры и практически нет места в сердце для Господа. И это все признаки и последствия высшей степени эгоистического восприятия себя и окружающего нас мира. Мы хотим видеть справедливость для всего, что нас окружает, но абсолютно не хотим воспринимать справедливость по отношению к себе. Чаще всего свои беды мы понимаем как высшую несправедливость, забывая о том, сколько проблем мы причинили другим, сколько совершили неблаговидных или даже откровенно неправильных поступков. Так же мы не хотим признавать того, что, поскольку мы существуем вечно, то результаты наших поступков в прошлых жизнях могут иметь влияние на жизнь теперешнюю, и если пришло время страдать, то это только потому, что мы того заслужили.
Признав, что в нас очень мало веры, мы получаем возможность исправить ситуацию, обратится к Господу и осознать то, что он является воплощением высшего абсолюта и полной справедливости, даже если нам с нашей эгоистической точки зрения это и не нравится. Чем сильнее вера, тем меньше места остается для страха, так как в этом случаи мы перестаем бояться несправедливости и случайности в наш адрес. Нужно оставить все на милость Господа, не придавая большого значения неудачам или радостям, так как все это временно, и приходит к нам как результат прошлых заслуг или проступков. В сердце, наполненном божественной любовью, остается место только для сострадания, но страхи не могут превратить такого человека в своего раба.
Второй этап плавно вытекает из первого. Из-за отсутствия веры мы начинаем думать, что кроме нас самих, никто другой не может проконтролировать нашу жизнь и все что в ней происходит. Если можем влиять только мы, и все вокруг представлено набором случайностей – то единственный выход как-то себя обезопасить, это подчинить все вокруг своему контролю. И когда попытки контроля неминуемо проваливаются, мы можем почувствовать страх, как реакцию на свою беспомощность в попытках контролировать мир вокруг себя. Мама может испытывать неестественные страхи за своего ребенка, по той причине что она не имеет веры и считает что мир очень опасен, а соответственно для того, чтобы ничего не случилось с ее чадом, она начинает контролировать каждый шаг своего ребенка, носится с ним, досаждать ему гиппер опекой, и в конечном итоге портит ребенку характер, а, следовательно, и судьбу.
Попытки контролировать то, что не поддается контролю, так как зависит не от нас, а от высших сил, обречены заранее на неудачу. В Бхагавад Гите Господь говорит, что мы должны думать только об усилиях, но не о результате, так как результат дает нам он. И наша постоянная ошибка заключена в том, что мы мечтаем о результате и привязываемся к нему, как к практически уже полученному. И в таком случаи, когда мы сталкиваемся с неудачей, с чем-то, что произошло помимо нашей воли – результатом может быть чувство страха, так как перед этим была иллюзия что мы можем все контролировать. Но беда в том, что и контроль и страх бесконтрольности – и то и другое наша иллюзия, и к реальности не имеет никакого отношения. Когда мы поймем что от нас не зависит результат, но только лишь усилия направленные на его достижение – мы в тот же момент избавимся от многих беспокойств и проблем.
Человек, который постоянно хочет все контролировать вокруг себя, чтобы не дай бог не пошло все не по плану – в конечном итоге становится или деспотом, или параноиком. Когда случается то, что выходит за рамки его контроля и не поддается никакой коррекции, в этот момент иллюзорная пелена может рухнуть, и такая ломка стереотипов не пройдет бесследно для психологического здоровья человека. Причина заключалась в том, что изначально он убедил себя, что является полным хозяином своей судьбы и может все держать под контролем. А это говорит о том, что человек себя считает Богом и Властелином, как бы он это не выражал или не отрицал перед другими или самим собой.
Третий этап заключается в понимании того, что происходящее имеет положительную или отрицательную ценность только в нашей голове. Другой человек может к этой же ситуации отнестись совершенно по-своему. Страдать или наслаждаться – это выбор, который делаем мы сами. Кто-то падает в обморок от малейшей боли, другой наслаждается ей. Оба этих проявления указывают на тотальную привязанность к своему телу, которое является мерилом всего в жизни таких людей. Отсутствие веры в то, что мы не есть это тело, что мы по своей сути вечные Души и тело используется только как возможность для Души действовать в материальном мире – приводит к полному отождествлению себя с телом. И в этом случаи оно превращается в источник наслаждения или страдания, а чаще всего и того и другого вместе. Точно так же может работать привязанность к своему дому или автомобилю – она рождает как страдание, так и наслаждение. Сами по себе материальные предметы не несут какой либо эмоциональной окраски – но мы можем наделить их этим свойством живой материи свей привязанностью. Привязанность говорит об отождествлении себя с предметом, он становится нашим продолжением и начинает влиять на нас так же, как и наше тело. В конечном итоге, чем больше мы привязываемся к материи, тем больше она доставляет нам страданий, так как такая привязанность противоестественна духовной природе. Истина находится во взаимоотношениях, в любви, заботе – но не в материи. Привязанность порождает страх, так как мы боимся потерять то, к чему привязались. Подсознательно мы боимся потерять часть себя, потому что, по сути нет разницы между домом и телом – и то и другое состоит из материальных элементов, и дом и тело является покровом для Души – и потому потеря или разрушение этих материальных объектов может привести к большим страданиям, если мы отождествили себя с ними.
Для того чтобы избавится от страхов необходимо осознать, что то, что реально для нас не обязательно таковым является. Что значимо для нас, может быть абсолютно бесполезно для другого. Соответственно наши страхи и тревоги находятся только у нас в голове, и нет другого места, в котором бы они жили, появлялись и умирали. Нам достаточно изменить свое сознание, привязаться к более возвышенному мышлению, перестать концентрироваться только на себе – и это избавит от большего количества страхов, чем мы можем себе представить. Мы получаем ситуации, но реакция на них – это уже результат того, как мы это воспринимаем. На самом деле опасение у высоко духовного человека может быть только одно – что он может поступить недостойно в той ситуации, которую ему послал Бог. У него нет причин думать, что с ним поступили несправедливо, но он заботится о том, чтобы самому поступать правильно.
Страх находится внутри нас, и избавится от него, можем только мы. Объективных причин для него нет, и правда заключается в том, можем ли мы это осознать.
Стресс, который предшествует страху, говорит о том, что мы что-то делаем неправильно, нам нужно остановится и задуматься. Нужно проанализировать, как мы живем, во что верим, чего хотим добиться. Стресс указывает на наше неверное мышление и поступки. Думаем ли мы о ком то, или воспринимаем других только через призму себя? Служим ли мы другим или пытаемся других заставить служить себе? Есть ли в нашем сердце место для Господа или оно все цело заполнено эгоистическими желаниями? Любим ли мы или просто вожделеем и хотим наслаждений? Есть много вопросов, которые нужно себе задать и найти на них ответы, и стрессовые ситуации служат именно для этой цели – помочь нам избавится от иллюзорного и эгоистического восприятия мира.
Когда человек испытал сильный стресс, и при том он не находился на достаточно высокой духовной платформе – у него может возникнуть иллюзия, что мир очень опасен и от него нужно защищаться всеми доступными способами. Из такого понимания рождаются различные фобии, когда, к примеру, человек не может оставаться один в маленьком помещении или панически боится воды. Или если вас сбила машина, то в следующий раз вы начнете бояться что это может повторится чуть ли не в любой момент, причем этот страх может приобрести гиперболизированную форму – когда человек боится ездить в транспорте или даже выходить на проезжую часть. Но эта иллюзия рождена только в его сознании и не имеет ничего общего с реальностью. Утверждение того, что мир очень опасен – это обратная сторона мысли о том, что я являюсь властелином этого мира. В течение всего одной жизни нас может кидать из одной крайности в другую. Причины этому все те же – отсутствие веры, привязанность к телу, желание господствовать, эгоизм, заблуждение ума, иллюзии. Лечение в обоих случаях одинаковое – нужно понять, что не мы себе выбирали это тело, не мы создавали его напрямую, но каким-то образом мы находимся в нем и можем жить, действовать. Все это возможно только по милости высших сил, и тело мы получаем точно такое, какое заслужили в прошлых своих воплощениях. А значит, мир устроен очень справедливо, и в нем нет места случайности. Но по своему заблуждению мы может решить, что окружающая нас действительность, это нечто совершенно другое. Предельно простое и понятное, или наоборот, очень сложное и опасное. Но это все будет только нашей выдумкой.
По своей форме страх часто выглядит как нечто несущественное, которое в нашем сознании вдруг стало очень большим и подавляюще тяжелым. Но на самом деле это мы осуществили такое превращение в своем сознании, просто из-за того, что сконцентрировались на проблеме, поставили ее в своем уме на первое место. А раз так, то и в нашей власти перестать думать о ней. В Индии есть хорошая пословица, объясняющая состояние обусловленности какой-либо проблемой – не нужно жевать пережеванное. Коровы очень любят жевать сахарный тростник из-за его сладкого вкуса, но когда вкус кончается, коровы выплевывает пережеванные остатки тростника. Другая корова находит этот жмых и начинает жевать, но выплевывает намного быстрее, так как сладости там уже практически нет. Затем этот тростник подбирает третья корова и так далее, пока он совсем не превратится в труху. Так и мы зачастую занимаемся жеванием того, в чем давно уже нет никакого вкуса, но в своем сознании мы возвращаем вкус страдания, боли, переживания, страха и снова, в который раз, поднимаем давно пережеванное, и принимаемся об этом думать.
Выход из состояния обусловленности страхом
Первое что нужно сделать – это признать, что у Вас есть страх, проанализировать его внешние и глубинные причины. Если Вы не видите внутренних причин, то, возможно, будет лучше обратиться к специалисту, который поможет их вскрыть. Это может быть страх смерти, страх остаться самому, страх быть непризнанным, страх оказаться в неловком положении, страх быть отверженным. На самом деле не один из них не имеет объективной ценности, но в нашем сознании, опираясь на предыдущий опыт или на неосознаваемый и глубокий опыт прошлых жизней, этот страх начинает влиять на все наши решения и не дает почувствовать себя свободным, счастливым человеком. Конечно же, как в гороскопе, так и на руке будут признаки повышенного беспокойства, склонности себя накручивать, нервничать, признаки слабости характера – но как мы это проявим, это наш выбор. И если вы решили, что этот страх реален, то для Вас он и будет реален.
Признание страха дает возможность начать работать над собой, а видение причин породивших его – делает эту работу адресной, направленной именно в корень, в саму суть проблемы.
Второе – страх относится всегда к будущему. Мы начинаем думать, что случится то и то, и это принесет боль, разочарование, страдание и тому подобные результаты. Но нужно дать себе трезвый отчет в том, что это не больше чем наша фантазия и жевание пережеванного. Как мы уже говорили выше, от нас не зависят плоды деятельности. Переживая по поводу еще не случившегося, мы думаем о неблагоприятных плодах, а это не в нашей власти. Из десяти раз когда мы ожидаем плохого, на самом деле плохое произойдет скорее всего лишь в одном случаи, но если у нас есть желание концентрироваться на негативном – то именно этот случай покажется нам подтверждением своих необоснованных тревог, и соответственно сознание зацепится за это подтверждение, не имеющее ничего общего ни со статистикой, ни с реальностью, а только с тем, что нам хочется страдать или бояться.
Необходимо меньше думать о том, что может произойти. Строить планы это другое дело, но строить планы мы будем несколько минут в день, а все остальное время мы прикидываем, что может случиться, и начинаем переживать из-за возможной неудачи. Нужно научится действовать, не задумываясь о неудаче. Если вы уверены что то, что вы делаете – правильно, прочь сомнения и мысли о том как это будет выглядеть, как это примут другие, и что если ничего не получится. Действуйте и положитесь на Господа. Может у вас получится, возможно и нет – но вы должны думать только о том, достаточно ли вы приложили усилий и благое ли это дело, нравится ли то что вы сейчас делаете Богу, одобрил бы он это действие. Если вы постоянно крутите в голове будущие неудачи, вы не сможете сделать даже половины задуманного.
Если все же страх вас одолевает, то это говорит о том, что этот страх незрелый. Нужно дать ему созреть. Додумайте его до конца, так как часто это состояние не может вас покинуть, потому что страх крутится в мыслях, не находя выхода или реализации в конкретном действии. Доведите его до финала. Что самое ужасное может принести вам этот страх? Каковы его самые негативные результаты? Вас убьют? Посадят в тюрьму? Отнимут детей? Вы закончите жизнь самоубийством? Додумайте страх до конца. Представьте, что вы умерли и находитесь на пути нового рождения, быть может, намного более радостного, снова испытаете состояние детства, первой любви, молодости и полноты сил. Это же прекрасно! Если страх заключен в том, что вас посадят в тюрьму – представьте что вы уже там. Изучите как нужно себя там вести, что говорить, кто к вам будет ходить, какой максимальный срок вам дадут. Представьте что вы уже год живете в камере, выходите на прогулки, нашли себе друга, с которым можно поделиться внутренним миром, ждете окончания своего срока. Доведя таким образом страхи до логического завершения, вы позволяете им созреть, осознать их в полной мере и принять. Вам стразу становится легче, так как самое ужасное, что может быть, вы уже приняли и поняли что вполне можно с этим жить, теперь самое время подумать что можно сделать чтобы не произошло по самому худшему сценарию. Но если все и случится наихудшим образом, для страха уже нет причин, вы к этому готовы. Ведь страх заключен не в ситуации, а в том, что мы не хотим ее принимать. Но ведь если ситуация приходит, она не будет спрашивать хотим ли мы ее. Именно по этой причине страх, это признак нашего несогласия с Богом и со своей судьбой, а это по меньшей мере не очень разумно и если честно, то смешно, так как мы проживаем только свою жизнь и только свою судьбу, и все что в ней случается - это полностью и всецело наше, родное.
Любой стресс нужно принимать как необходимый урок. Эта ситуация учит нас, указывает на ошибки, просчеты, глупости, проблемные места в характере и поведении. Любую трудность следует принимать как возможность стать в конечном итоге лучше, осознать причины, породившие ее, и увидеть в себе то, что привлекло в нашу жизнь подобные проблемы. В Ведах написано – что поскольку сейчас ты получил человеческое тело, значит, настало время вопрошать об абсолютной истине. Ведь в теле животного, или в другой более низкой форме жизни, это сделать невозможно. Но если в человеческом теле мы и дальше продолжаем проживать животную жизнь думая только о себе, о своих удовольствиях и о удовлетворении только своих чувств – то неизбежно мы будем страдать, испытывать стрессы и в нашу жизнь придут страхи, фобии и проблемы, так как это тело предназначено для самопознания и обращения к высшему абсолюту, а не для прожигания благочестивой кармы накопленной из прошлых жизней.
Третье – дайте себе установку бояться или переживать не больше пяти минут. Как только прошло пять минут, скажите себе – стоп! Я уже переживаю достаточно, теперь пора подумать и о других вещах. Поначалу это придется делать большим усилием воли, но то, о чем мы уже говорили выше, поможет вам решиться на это и найти в себе силы. Мысли могут постоянно возвращаться к предмету вашего беспокойства, но нужно отрывать их от него и переводить на что-то другое, обычные свои обязанности или какие-то приятные вам вещи.
Концентрация на мыслях, которые доставляют нам страдания, это состояние внутреннего мазохизма, когда нам хочется почувствовать себя самым плохим, самым больным, самым жалким или безвольным. Одним словом – самым-самым. Но это все проявления огромного эгоизма, плюс слабости характера. Эгоизм всегда побуждает нас быть самым выдающимся. И если мы не можем прослыть человеком больших достижений или сильного характера, мы можем выбрать малодушный путь самого плохого, хотя бы для себя. Но корнем проблемы является слово – самый. Нужно дать себе отчет, что ваш выбор страдать и бояться – это путь к деградации личности и потере настоящего себя. Не нужно быть самым сильным или если не получилось, то самым жалким – нужно быть самим собой, так как вы являетесь индивидуальной частичкой Бога, у Вас есть свои таланты, способности, есть много людей вокруг, которым вы можете принести пользу, помочь им, иметь с ними добрые отношения. Но если вы большую часть своих талантов тратите на развитие эгоистического отношения к жизни, вряд ли кроме вас кто-то сможет оценить, в чем же ваши достоинства.
Стресс, а за ним и развитие страхов – это признак того, что вы шли неверным путем. Осознать это бывает порой очень сложно, особенно если нет знаний о том, какой же путь является верным, а какой нет. Но если в вашем сознании укоренились страхи, то однозначно ваш путь содержит изъян. Для того чтобы понять свои ошибки, понять в каком положении вы находитесь, вам нужно попытаться взглянуть на свою жизнь и ситуацию, в которой вы оказались, снаружи. Нужно выйти за рамки своего привычного мира, оказаться выше проблемы. Но для этого нужно опереться на другую точку зрения, изменить свои позиции, задавать те вопросы, которые раньше вы не задавали, читать книги, на которые раньше не было времени, общаться с людьми, которые находятся вне этой ситуации. Вам нужен свежий взгляд, и лучше всего, если это будет взгляд духовного человека. Нужен свежий воздух, новые мысли и действия. Как нельзя оценить размер вашего болота, не побывав возле океана, так нельзя осознать причины проблемы не услышав разговоры и советы мудрецов. Ищите таких людей. Сходите в Храм, к хорошему психологу, ищите общество людей, которые занимаются самосознанием, читайте духовную и психологическую литературу. Нужно выйти за рамки привычного круга общения и самовосприятия. Если у Вас есть знакомые, которые стоят на пути духовного развития, это величайшее благо для вас – спрашивайте их о смысле жизни, о Боге, о своей роли в этой жизни. Затхлый запах в комнате можно убрать, только открыв окна и двери, точно так же вам нужно открыть глаза и уши, максимально отдалиться от того, что опускает вас вниз и постараться подключится к вечному источнику, из которого исходит все остальное. Смените обстановку, помогайте другим, учитесь радоваться за себя и за других, не смотрите телевизор, не сплетничайте, ходите в гости и приглашайте друзей к себе, жертвуйте благочестивым людям и храмам, не жертвуйте невеждам, полюбите себя просто по той причине, что вы это вы, другого такого человека нет, займитесь собой и своим здоровьем, откажитесь от общения с теми, кто тянет вас вниз или по крайней мере сведите его к минимуму, выполняйте свои обязанности не за награду, а из чувства долга, потому что Господь этого хочет, смейтесь над собой прежним, ищите повод для радости, признайте что проблемы по всей видимости заслужены вами, думайте о себе не как о теле у которого есть душа, а как о душе, у которого есть тело. Обретите смысл жизни, так как страх – это потеря этого смысла. Не концентрируйтесь на плохом, так как сосредоточенная концентрация на чем-то, приведет это в нашу жизнь.
Бессмысленное и бесцельное существование порождает страх. Это реакция на то, что человек забыл свою духовную природу и уподобился существу более низкой формы жизни, или стал человеком с демоническим сознанием – жить только для удовлетворения себя любимого, разрушая все, что стоит на моем пути!
Самое главное в работе со стрессами и страхами – обрести веру в то, что вы частица Бога, и ваше назначение - быть рядом с ним. Кто сможет причинить вам вред, если Вас защищает Бог? И с другой стороны, кто вас защитит, если Бог хочет чтобы Вы прошли испытания и трудности? Бесстрашие, это одно из качеств святой личности – соответственно страх, это признак отсутствия веры. Стремитесь к первому, и вы увидите, что жизнь на самом деле такая, какой мы действительно хотим ее видеть.
Хари Ом Тат Сат!
Авторская статья: Ковальчук Вячеслав (Varonsk)