Граха-йуддха (противостояние планет)
ОМ НАМО БХАГАВАТЕ НАРЙАНАЙА!
Существует много мнений, в том числе противоречивых, о рассмотрении ГРАХА-ЙУДДХА (противостоянии планет).
Смиренно предлагаю ознакомиться с объяснением ГРАХА-ЙУДДХА (противостоянием планет), основанном на СИДДХАНТА.
ВЕДАНГА ДЖЙОТИША является частью ВЕД, частью всеобъемлющего Ведического Знания, Знания – у которого Один Источник и Одна Цель.
ШРИ КРИШНА, в БХАГАВАД-ГИТА 15.15 говорит:
sarvasya cAhaM hRdi sanniviSTo mattaH smRtirjJAnamapohanaM ca |
vedaizca sarvairahameva vedyo vedAntakRdvedavideva cAham || 15 ||
Я пребываю в Сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех ВЕД – постичь Меня. Безусловно, Я являюсь составителем ВЕДАНТЫ и знатоком всех ВЕД.
Для понимания Имен и названий ШРИ КРИШНА передал своим преданным ВЕДАНГА НИРУКТА, часть ВЕД, которая дает объяснение содержания и значений слов.
Смиренно обращаясь к ВЕДАНГА НИРУКТА, рассмотрим содержание ГРАХА-ЙУДДХА:
ГРАХА – захватывающий, удерживающий, пленяющий, дающий веру, развивающий привязанность, наделяющий знанием, планета;
ЙУДДХА – противостояние, встреча, столкновение, борьба.
ШРИ КРИШНА, в БХАГАВАД-ГИТА 15.12-13 говорит:
yadAdityagataM tejo jagadbhAsayate’khilam |
yaccandramasi yaccAgnau tattejo viddhi mAmakam || 12 ||
gAmAvizya ca bhUtAni dhArayAmyahamojasA |
puSNAmi cauSadhIH sarvAH somo bhUtvA rasAtmakaH || 13 ||
Сияние, которое исходит от АДИТЙА (СУРЙА) и освещает весь мир, исходит от Меня, и от меня исходит свет ЧАНДРЫ и АГНИ (огня).
В планеты Я вхожу и поддерживаю Своей энергией живых существ, став СОМОЙ (ЧАНДРА) дарую всем лекарство и питаю жизненным соком.
В КАТХА-УПАНИШАД, 1.3.3-4 говорится, что индивидуальная душа сидит в колеснице материального тела, которой управляет возница-разум. Ум – это вожжи в руках возницы, а чувства – лошади. Под воздействием ума и чувств живое существо то радуется, то страдает.
До тех пор пока возница-разум служит АХАМКАРУ (ложному эго) ГРАХИ удерживают рожденного в сетях его КАРМЫ. Жизнь такого рожденного является постоянным противостоянием. Воспринимая лучи исходящие от ГРАХ, такой рожденный лишен возможности увидеть Истинный Свет, так как его ум подчинен чувствам и желаниям, а возница-разум ложному эго.
Но стоит рожденному сосредоточить свой ум на Лотосных Стопах Верховного Господа и вручить вожжи Величайшему Вознице – ШРИ КРИШНЕ, его Сердце по милости ШРИ БХАГАВАНА наполнится знанием и БХАКТИ, его зрение станет духовным, позволит увидеть Нектар Света Истины получить благословение от всех ГРАХ.
ПАРАШАРА МУНИ сказал:
AvatArANyanekAni hyajasya paramAtmanaH |
jIvAnAM karmaphalado graharUpI janArdanaH ||
daityAnAM balanAzAya devAnAM balavRddhaye |
dharmasaMsthApanArthAya grahAjjAtaH zubhAH kramAt ||
Как ПАРАМАТМА (пребывающий в Сердце каждого) Верховный Господь безграничен и имеет множество АВАТАРОВ. Верховный Господь ДЖАНАРДАНА являет себя как ГРАХИ, даруя живым существам (возможность получить) результаты их КАРМЫ. Явив себя как ГРАХИ, Верховный Господь разрушает силу ДАИТЕВ (демонов и ложного эго) и наделяет силой ДЕВАТ (Его преданных слуг и тех, кто вручает Ему себя). Он устанавливает ДХАРМУ и законы религии, помогает найти Истинную Цель и обрести Истинное Благо.
АЧАРЙА ВАРАХА МИХИРА в БРИХАТ-САМХИТА говорит:
|| varAhamihira bRhatsaMhitA ||
БРИХАТ-САМХИТА, (составленная) ВАРАХА МИХИРОЙ
adhyAya 17 grahayuddhAdhyAyaH |
АДХЙАЙА 17, (посвященная) ГРАХА-ЙУДДХА
viyati caranAM grahANAmuparyuparyAtmamArgasaMsthAnAm |
atidUrAd dRgviSaye samatAmiva saMprayAtAnAm || 2 ||
Шлока 2. Движение ГРАХ упорядочено Верховным Господом, их путь лежит на разном расстоянии, выше и дальше (относительно друг друга), (только из-за) большого отдаления, в поле зрения (складывается впечатление), что происходит столкновение (ГРАХ).
Подобные слова, поведанные СУРЙА МУНИ, записаны в СУРЙА-СИДДХАНТА:
|| sUrya siddhAntaH ||
СУРЙА СИДДХАНТА
grahayutyadhikAraH 7
ГРАХА ЙУТИ АДХИКАРА
bhAvAbhAvAya lokAnAM kalpaneyaM pradarzitA |
svamArgagAH prayAntyete dUramanyo’nyamAzritAH || 24 ||
Шлока 24. (Каждая ГРАХА следует) по своему собственному пути и столкновение ГРАХА является только впечатлением, (которое может сложиться), из-за большой (их) отдаленности. (Соединение ГРАХ это) образное (выражение, которое позволяет постигнуть) благоприятные и пагубные проявления (в жизни рожденных, возникающие вследствие движения ГРАХ).
Для постижения природы и результатов ГРАХА-ЙУДХА, АЧАРЙА ВАРАХА МИХИРА рекомендует рассмотреть СУРЙА-СИДДХАНТА, наставления ПАРАШАРА МУНИ и других мудрецов:
|| varAhamihira bRhatsaMhitA ||
БРИХАТ-САМХИТА, (составленная) ВАРАХА МИХИРОЙ
adhyAya 17 grahayuddhAdhyAyaH |
АДХЙАЙА 17, (посвященная) ГРАХА-ЙУДДХА
yuddhaM yathA yadA vA bhaviSyaM Adizyate trikAlajJeH |
tadvijJanaM karaNe mayA kRtaM suryasiddhAnte || 1 ||
Шлока 1. СУРЙА-СИДДХАНТА, составленная сведущим МАЙА, является основой постижения науки о трех видах времени, (которая дарует знание) о том, что произойдет в будущем и (является) источником для (понимания) ГРАХА-ЙУДХА (планетного противостояния).
AsannakramayogAd bhedaullekhAMzumardanAsavyaiH |
yuddhaM catuSprakAraM parAzarAdyaiH munibhiruktam || 3 ||
Шлока 3. ПАРАШАРА МУНИ и другие мудрецы поведали четыре разновидности ГРАХА-ЙУДХА (планетного противостояния), которые передаются, согласно установленной традиции:
1) БХЕДА, 2) УЛЛЕКХА, 3) АМШУМАРДАНА, 4) АСАВЙА.
Следуя наставлениям АЧАРЙА ВАРАХА МИХИРА, рассмотрим объяснение ГРАХА-ЙУДДХА, которые записаны в СУРЙА-СИДДХАНТА:
|| sUrya siddhAntaH ||
СУРЙА СИДДХАНТА
grahayutyadhikAraH 7
ГРАХА ЙУТИ АДХИКАРА
tArAgrahANAmanyonyaM syAtAM yuddhasamAgamau |
samAgamaH zazAGkena sUryeNAstamanaM saha || 1 ||
Шлока 1. При помощи лучей и сияния ГРАХИ могут быть друг с другом в состоянии ЙУДДХА (противостояния) и САМАГАМА (соединения, сближения).
Соединение (МАНГАЛА, БУДДХА, ГУРУ, ШУКРА, ШАНИ) с ЧАНДРА называется САМАГАМА (соединением), с СУРЙА называется АСТАМАНА (пребыванием в лучах СУРЙА).
В ШЛОКЕ 1, АДХЙАЙА 7, СУРЙА СИДДХАНТА мудрецом МАЙА записаны объяснения его ГУРУ – СУРЙА МУНИ о противостояниях и соединениях, в которые вступают ГРАХИ.
СУРЙА МУНИ, является одним из восемнадцати мудрецов, которые по милости ШРИ БХАГАВАНА передали знание ВЕДАНГА ДЖЙОТИША.
Мудрец СУРЙА сказал, что ГРАХИ при помощи лучей и сияния могут вступать в противостояния и соединения. При этом, он отметил, что сближение одной из пяти ГРАХ (МАНГАЛА, БУДДХА, ГУРУ, ШУКРА, ШАНИ) с ЧАНДРА является САМАГАМА, соединением, а сближение ГРАХ с СУРЙА называется АСТАМАНА, пребыванием в лучах СУРЙА.
Таким образом, ГРАХА-ЙУДХА (планетарное противостояние) возможно только между МАНГАЛА, БУДДХА, ГУРУ, ШУКРА или ШАНИ.
Также СУРЙА МУНИ говорит о том, что соединение и противостояние ГРАХ происходит на основании их движения, лучей и сияния исходящего от дисков, что позволяет глубоко постигнуть природу ЙУДДХА (противостояния), САМАГАМА (соединения) и АСТАМАНА (пребывания в лучах СУРЙА).
Семь ГРАХ от СУРЙА до ШАНИ имеют НАЙСАРГИКА-БАЛА (природную силу), которая отображает их природное (естественное) сияние и яркость:
Наибольшей яркостью обладает СУРЙА 60 ВИРУПА или 1,000 РУПА (единица измерения силы);
Далее следует ЧАНДРА 51 ВИРУПА или 0,857 РУПА (единица измерения силы);
Далее ШУКРА 43 ВИРУПА или 0,714 РУПА (единица измерения силы);
Далее ГУРУ 34 ВИРУПА или 0,571 РУПА (единица измерения силы);
Далее БУДДХА 26 ВИРУПА или 0,429 РУПА (единица измерения силы);
Далее МАНГАЛА 17 ВИРУПА или 0,286 РУПА (единица измерения силы);
Наименьшей яркостью обладает ШАНИ 9 ВИРУПА или 0,143 РУПА (единица измерения силы).
Свое влияние и воздействие ГРАХИ производят при помощи сияния и лучей. Природная сила и яркость СУРЙА является наибольшей, поэтому другие ГРАХИ приближаясь к СУРЙА, находятся в его лучах (АСТАМАНА). Яркость и природная сила ЧАНДРА является второй после СУРЙА, но в отличие от СУРЙА который распространяет свои лучи, ЧАНДРА воспринимает излучение других ГРАХ, образуя с ними САМАГАМА (соединения, союз).
Учитывая выше сказанное, к СУРЙА и ЧАНДРА не применяется правила ГРАХА-ЙУДХА (планетарного противостояния), в котором могут участвовать ШУКРА, ГУРУ, БУДДХА, МАНГАЛА и ШАНИ.
РАХУ и КЕТУ не имеют сияния, так как являются теневыми ГРАХА, которые способны затмевать СУРЙА, ЧАНДРА и другие ГРАХИ, поэтому они не принимают участия в ГРАХА-ЙУДДХА.
ullekhaM tArakAsparzAd bhede bhedaH prakIrtyate || 18 ||
Шлока 18. Когда во время противостояния между ГРАХА их диски только касаются друг друга, такое противостояние называется УЛЛЕКХА. Когда часть диска (ГРАХ) заходит друг за друга, такой вид противостояния называют БХЕДА.
yuddhamaMzuvimardAkhyamaMzuyoge parasparam |
aMzAdUne’pasavyAkhyaM yuddhameko’tra cedaNuH || 19 ||
Шлока 19. ГРАХА-ЙУДДХА (планетное противостояние) называется АМШУВИМАРДА, когда лучи ГРАХ смешиваются друг с другом. (Когда) ГРАХА (участвующий в противостоянии) движется в обратную сторону, такое противостояние называется АПАСАВЙА.
Расстояние между ГРАХАМИ участвующими в ЙУДДХА (противостоянии должно составлять) меньше 1-го градуса.
В ШЛОКАХ 18 и 19 перечислены четыре вида ГРАХА-ЙУДХА (планетных противостояний) о которых говорят СУРЙА МУНИ, ПАРАШАРА МУНИ и другие мудрецы.
ГРАХА-ЙУДХА (противостояние планет) происходит в тех случаях, когда расстояние между ними составляет менее 1-го градуса.
УЛЛЕКХА (прикосновение) – вид планетарного противостояния, который предполагает, что вовремя наблюдения за движением ГРАХ по небосводу, их диски лишь прикоснутся друг друга.
БХЕДА (ломка) – вид планетарного противостояния, который предполагает, что в поле зрения наблюдающего за движением ГРАХ по небосводу, часть дисков ГРАХ заходят друг на друга.
АМШУВИМАРДА (АМШУМАРДАНА) (смешивание лучей) – вид планетарного противостояния, который предполагает, что лучи ГРАХ участвующих в противостоянии смешиваются.
АПАСАВЙА (АСАВЙА) (справа налево) – вид планетарного противостояния, при котором один из ГРАХ или оба двигаются в обратном направлении.
Каждый из четырех перечисленных видов ГРАХА-ЙУДДХА производит результаты, природу которых отображает его название.
В МАНУ-САМХИТЕ сказано, что УЛЛЕКХА-ЙУДДХА в ДЖАТАКА (карта рождения) или ПРАШНА (карта вопроса) проявит в жизни рожденного (вопрошающего) напряжение в вопросах представленных СТХИРА (постоянными) и ЧАРА (переменными) КАРАКАТВАМИ ГРАХА, потерпевшего поражение в ЙУДДХА (противостоянии).
БХЕДА-ЙУДДХА проявит разрушение СТХИРА (постоянных) и ЧАРА (переменных) КАРАКАТВ ГРАХА, который будет признан потерпевшим поражение.
АМШУМАРДАНА-ЙУДДХА смешает СТХИРА (постоянные) и ЧАРА (переменные) КАРАКАТВЫ ГРАХ, участвующих в ЙУДДХА (противостоянии), лишая ГРАХА потерпевшего поражение в ЙУДДХА (противостоянии) его проявлений.
АПАСАВЙА-ЙУДДХА проявит повторение событий и беспокойств, заставляя рожденного многократно решать вопросы, связанные ГРАХА потерпевшим поражение в ЙУДДХА (противостоянии).
samAgamoM’zAdadhike bhavatazcedbalAnvitau |
apasavye jito yuddhe pihito’NuradIptimAn || 20 ||
Шлока 20. Когда расстояние между ГРАХАМИ более одного градуса и каждая из них облает силой (их диски большие и яркие) следует говорить о САМАГАМА (соединение, союз).
(Когда имеет место) ЙУДДХА (противостояние) (расстояние между ГРАХАМИ менее 1-го градуса) завоеванным является ГРАХА, чей диск и яркость меньше.
В ШЛОКЕ 20 записаны наставления СУРЙА МУНИ о различии САМАГАМА (союза) и АПАСАВЙА (противостояния).
САМАГАМА (союз) ГРАХ позволяет проявить их СТХИРА (постоянные) и ЧАРА (переменные) КАРАКАТВЫ в полной мере.
Когда имеет место ЙУДДХА (противостояние), ГРАХА, чей диск, лучи и яркость меньше, лишается своих благотворных проявлений и передает свою силу более яркому ГРАХА, проявляя результаты в зависимости от вида ЙУДДХА (противостояния).
В этой ШЛОКЕ СУРЙА МУНИ отмечает, что основным фактором для определения победителя в ГРАХА-ЙУДХА (планетном противостоянии, когда расстояние между ГРАХАМИ менее 1-го градуса) является наблюдаемый размер диска, лучи и яркость ГРАХ.
rukSo vivarNo vidhvasto vijito dakSiNAzritaH |
udakstho dIptimAn sthUlo jayI yAmye’api yo balI || 21 ||
Шлока 21. (Также) истощенный ГРАХА, лишенный цвета и расположенный на юге будет побежден. (При этом) ГРАХА, обладающий значительной силой, (ГРАХА) чей диск значительно превосходит в размере и яркости будет победителем и на севере, и на юге.
В ШЛОКЕ 21, СУРЙА МУНИ снова говорит о том, что в случае, когда одна из ГРАХ участвующих в ЙУДДХА (противостоянии) обладает значительной силой и значительно превосходит другого по яркости и в размере, во время наблюдения за их противостоянием, такой ГРАХА всегда является победителем. И только в том случае, когда яркость и сила ГРАХ участвующих в ЙУДДХА (противостоянии), примерно равна, победителем в противостоянии является ГРАХ расположенный на севере.
AsannAvapyubhau dIptau bhavatazcet samAgamaH |
Svalpau dvAvapi vidhvastau bhavetAM kUTavigrahau || 22 ||
Шлока 22. (Когда ГРАХИ) находятся близко друг к другу и обладают яркостью, происходит САМАГАМА (соединение, союз).
Если встречающиеся ГРАХИ имеют маленькие (диски) или подавлены (лишены силы), их встреча называется КУТА (обман, иллюзия) или ВИГРАХА (ограничение, борьба).
В ШЛОКЕ 22, записаны объяснения СУРЙА МУНИ относительно САМАГАМА (союза) ГРАХ которые обладают яркостью, и будут проявлять полное, благотворное влияние.
ШУКРА, ГУРУ и БУДДХА, которые относятся к ШУБХА-ГРАХА (благотворным планетам) считаются обладающими яркостью на основании НАЙСАРГИКА-БАЛА (естественная сила яркости) и проявление их союза будет благотворным.
МАНГАЛА и ШАНИ, которые относятся к ПАПА-ГРАХА (пагубным планетам) считаются не яркими на основании НАЙСАРГИКА-БАЛА (естественная сила яркости) будут лишены проявлений или будут проявлять пагубное влияние, которое будет усиливаться в случае их истощения или тусклости во время наблюдений за их противостоянием.
udakstho dakSiNastho vA bhArgavaH prAyazo jayI |
Шлока 23 (1). ШУКРА (в противостоянии с МАНГАЛА, БУДДХА, ГУРУ или ШАНИ) чаще всего становится победителем, располагаясь и на севере и на юге.
НАЙСАРГИКА-БАЛА (естественная сила яркости) ШУКРА превосходит природную яркость МАНГАЛА, БУДДХА, ГУРУ и ШАНИ, поэтому чаще всего победителем в противостоянии (АПАСАВЙА) становится ШУКРА, располагаясь и на севере, и на юге. Исключением становится истощение и слабость ШУКРЫ во время наблюдаемого противостояния, в то время как другой ГРАХА будет обладать значительной силой.
В БРИХАТ-САМХИТА АЧАРЙА ВАРАХА МИХИРА также приводит описание результатов ГРАХА-ЙУДДХА и способ определения победителя в противостоянии:
|| varAhamihira bRhatsaMhitA ||
БРИХАТ-САМХИТА, (составленная) ВАРАХА МИХИРОЙ
adhyAya 17 grahayuddhAdhyAyaH |
АДХЙАЙА 17, (посвященная) ГРАХА-ЙУДДХА
dakSiNadiksthaH paruSo vepathuH aprAtya sannivRtto’NuH |
adhirUDho vikRto niSprabho vivarNazca yaH sa jitaH || 9 ||
Шлока 9. (ГРАХА) расположенный на юге, имеющий резкое (грубое, неприятное) появление, имеющий дрожащее сияние (колеблющийся свет), имеющий (при наблюдении) более меньший диск, расположенный в месте ослабления или слабый по движению, тусклый, лишенный цвета, становится побежденным в противостоянии.
uktaviparItalakSaNasaMpanno jayagato vinirdezyaH|
vipulaH snigdho dyutimAn dakSiNadikstho’pi jayayuktaH || 10 ||
Шлока 10. Когда (ГРАХА) появляется противоположным образом, он считается победителем (в противостоянии). (ГРАХА) обладающий ярким диском и могуществом становится победителем, даже если находится на юге.
В МАНУ-САМХИТЕ говорится, что в случае ГРАХА-ЙУДДХА:
Победитель в противостоянии ГРАХА может быть определен на основании ДИГ-БАЛА, НАИСАРГИКА-БАЛА и ЧЕШТА-БАЛА.
Для определения победителя на основании ДИГ-БАЛА (сила направления), следует учитывать, что:
БУДДХА и ГУРУ сильны на востоке, 1-й БХАВА (60 ВИРУПА)
ШАНИ обладает силой на западе, 7-й БХАВА (60 ВИРУПА)
ЧАНДРА и ШУКРА обладают силой на севере, 4-й БХАВА (60 ВИРУПА)
СУРЙА и МАНГАЛА сильны на юге, 10-й БХАВА (60 ВИРУПА)
КУДЖА может побеждать ШУКРА, если их соединение (произошло) вблизи 10-го бхава (юг), и стать побежденным вблизи 4-го бхава (север).
Подобным образом, победа других (ГРАХА) зависит от расстояния (до места силы ГРАХА) и удаления (от этого места) БХАВА (где происходит соединение).
Для определения победителя на основании НАИСАРГИКА-БАЛА (естественная сила яркости), следует учитывать, что:
Наиболее сильным является ШУКРА (43 ВИРУПА), далее ГУРУ (34 ВИРУПА), затем БУДДХА (26 ВИРУПА), далее МАНГАЛА (17 ВИРУПА) и наименьшей силой обладает ШАНИ (9 ВИРУПА).
Для определения победителя на основании ЧЕШТА-БАЛА (сила движения), следует учитывать, что:
ВАКРА-ЧЕШТА (движение в обратную сторону) дает наибольшую силу (60 ВИРУПА).
АНУВАКРА-ЧЕШТА (движение, которое предшествует движению в обратную сторону) дает среднюю силу (30 ВИРУПА).
ВИКАЛА-ЧЕШТА (15 ВИРУПА)
МАНДА-ЧЕШТА (медленное движение) дает небольшую силу (15 ВИРУПА)
МАНДА-ТАРА-ЧЕШТА (очень медленное движение) дает наименьшую силу (7,5 ВИРУПА)
САМА-ЧЕШТА (движение со средней скоростью) дает среднюю силу (30 ВИРУПА)
ЧАРА-ЧЕШТА (быстрое движение) дает большую силу (45 ВИРУПА)
АТИ-ЧАРА-ЧЕШТА (ускоренное движение) дает среднюю силу (30 ВИРУПА)
ПАРАШАРА МУНИ говорит о важности определения ЙУДДХА-БАЛА, как одной из девяти составляющих КАЛА-БАЛА (силы времени), которая в свою очередь является одной из шести сил, ШАД-БАЛА:
|| bRhatpArAzarahorA ||
(редакция, переведенная на английский язык и другие языки)
spaSTabalAdhyAyaH |
Atha tAragrahANAM tu yuddhayatozca dvayormithaH |
balAntaraM vijetuH svaM nirjitasya bale tvRNam || 20 ||
Шлока 20. При ЙУДДХА противостоянии ГРАХ, сила ГРАХА потерпевшего поражение должна быть прибавлена к силе победителя.
pravrajyAyogAdhyAyaH |
kujAdiSu jayI zukraH saumyago yAmyago’pi vA |
jayI saumyagatazcAnyaH parasparayutau bhavet || 9 ||
Шлока 9. Начиная с КУДЖА (МАНГАЛА, БУДДХА, ГУРУ, ШУКРА и ШАНИ могут участвовать в ГРАХА-ЙУДДХА – противостоянии планет) в котором побеждает ШУКРА, располагаясь и на севере, и на юге. (В противостоянии) других (ГРАХА), побеждает (ГРАХА) расположенный на севере.
Как и СУРЙА МУНИ, ПАРАШАРА МУНИ говорит о том, что участие в ГРАХА-ЙУДХА могут принимать только пять ГРАХ: МАНГАЛА, БУДДХА, ГУРУ, ШУКРА и ШАНИ. На основании НАЙСАРГИКА-БАЛА (природной силы яркости) наиболее яркой является ШУКРА, который может одержать победу в противостоянии располагаясь и на севере и на юге. В тех случаях, когда силы и яркость ГРАХ во время наблюдения за их противостоянием равны, победителем может быть признан ГРАХА расположенный на севере.
Более ранняя редакция ПАРАШАРА-ХОРА, к которой написал комментарий ШРИДХАРА (годы жизни 870-930), содержит следующее:
|| bRhatpArAzarahorA ||
БРИХАТ-ПАРАШАРА-ХОРА
uttarakhaNDe SaDbalAdivarNAnAdhyAyaH 2 |
УТТАРА КХАНДА (второй раздел)
ШАД-БАЛА ДИВАРНА АДХЙАЙА 2
(глава посвященная видам и особенностям ШАД-БАЛА, шести сил)
kheTardviguNamevaM syAdyudhyatorgrahayoratha ||
vizleSaM balayozcApi nirjitasya balaM bhavet || 25 ||
apanIte yojite tu jitasya ca balaM bhavet ||
(Когда) колесницы двух ГРАХ встречаются на своем пути и происходит ЙУДДХА (противостояние), сила побежденного должна быть присоединена к силе победителя (ЙУДДХА БАЛА).
В ШРИПАТИ ПАДДХАТИ, АДХЙАЙА 3, ШЛОКИ 16 и 17 сказано следующее:
vIryaikatvaM saddazakalayoH kheTayoH prAgvidhAya ||
yAmyedaksthadyucarabalayorhAnivRddhI vidheye
yuddhe ceSvorvivaravihRtA kheTavIryAntareNa |
Когда расстояние между ГРАХАМИ определяется КАЛА (минутами, то есть составляет менее 1-го градуса), должна быть определена полная сила каждого из ГРАХ, принимающего участие в ЙУДДХА (противостоянии). Разница их силы должна быть разделена на разницу их широты. Полученный результат (число) должен быть прибавлен к силе победившего ГРАХА, расположенного на севере и вычтен из силы побежденного ГРАХА, расположенного на юге.
ПУНДЖА РАДЖА в ШАМБХУ ХОРА ПРАКАША так же говорит:
|| zambhy horA prakAzaH ||
ШАМБХУ ХОРА ПРАКАША
atha balasAdhanAdhyAyaH 3 |
БАЛАСАДХАНА АДХЙАЙА, 3
yuddhabalam |
ЙУДДХА-БАЛА
athedAnIM kheTayuddhe vIryasaMskAramucyate |
vIryaikyayostu vivaraM bANavizleSabhAjitam || 22 ||
svaM saunyasthe bale kAryaM yAmyadiksthe bale RNam |
sphuTe bale tayoH syAtAmiti daivavigo viduH || 23 ||
Шлока 22 и 23. Теперь будет рассказано о силе ГРАХА-ЙУДДХА (противостоянии планет). Разница в силе (между силами ГРАХ участвующих в противостоянии) должна быть прибавлена к силе (ГРАХА победителя) расположенного на севере и вычтена от силы (ГРАХА потерпевшего поражение) расположенного на юге. ДАЙВАДЖНА, обладающий знанием и мудростью, (для определения победителя в противостоянии) учитывает силу, яркость и величину наблюдаемых дисков (ГРАХ принимающих участие в противостоянии).
Таким образом, учитывая все вышесказанное, можем говорить о том, что для определения более сильного ГРАХА во время ГРАХА-ЙУДДХА должны быть взяты во внимание, яркость ГРАХ, их сила и широта.
При этом СУРЙА, ЧАНДРА, РАХУ и КЕТУ не принимают участия в ГРАХА-ЙУДДХА.
Наставления мудрецов о расположении на севере (более сильный ГРАХА или победитель) и на юге (более слабый ГРАХА или потерпевший поражение) относятся к ПАТАНА (широте) ГРАХА.
ГРАХА, имеющий более северную широту, будет давать больше лучей, так как его колесница появится раньше, в то время как колесница ГРАХА, который имеет более южную широту появится позже, не смотря на то, что они могут иметь одинаковую долготу.
ВЕДАНГА ДЖЙОТИША включает СИДДХАНТА, ГОЛА и ГАНИТА, предполагая, что сведущие ДЖЙОТИШИ ведут непосредственное наблюдения за движением Небесных Владык и выполняют все необходимые расчеты, слушая Голос Сердца.
Пусть безграничная милость ШРИ АЧУЙТЫ, поможет нам обрести Знание, Мудрость и стать Сведущими ДЖЙОТИШИ!
ХАРИ ОМ ТАТ САТ
Статья авторства - АРЙА БХРИГУ ЧАКШАС
Сайт - http://bhrigu.at.ua/