|| dAnamevaМ dharmazAstraM ||
ДАНАМ
(пожертвования, благотворительность)
ЭВАМ
ДХАРМА-ШАСТРАМ
(в Ведических писаниях, посвященных обретению добродетелей,
нравственности, религиозности и исполнению предназначения)
Составление, перевод с санскрита и комментарий
АРЙА БХРИГУ ЧАКШАС
bhrigu@yandex.ru
В ШРИМАД-БХАГАВАТ-ГИТА 16.1-3, ШРИ БХАГАВАН перечисляет качества праведных
людей наделенных божественной природой. Развивая эти качества, каждый способен достигнуть Высшего Духовного сознания и обрести Высшее Благосостояние:
АБХАЙАМ (Бесстрашие), САТТВА-САМШУДДХИХ (Наполнение жизни Истинной и Свободой),
ЙОГА ВЙАВАСТХИТИХ (Поиск ЙОГИ), ДАНАМ (Пожертвование, Благотворительность),
ДАМАХ (Владение умом), ЙАДЖНАХ (Жертвоприношение), СВАДХЙАЙАХ (Изучение Вед),
ТАПАХ (Аскетизм), АРДЖАВАМ (Простота), АХИМСА (Ненасилие), САТЙАМ
(Правдивость), АКРОДХАХ (Свобода от гнева), ТЙАГАХ (Отречение от мира), ШАНТИХ
(Умиротворение), АПАИШУНАМ (Отказ от поиска недостатков), ДАЙА БХУТЕШУ (Милосердие ко всем живым существам), АЛОЛУПТВАМ (Свобода от жадности), МАРДАВАМ (Мягкость), ХРИХ (Скромность), АЧАПАЛАМ (Решимость), ТЕДЖАХ (Духовная сила, Энергичность), КШАМА (Прощение), ДХРИТИХ (Стойкость, твердость, постоянство), ШАУЧАМ (Чистота), АДРОХАХ (Беззлобность, отсутствие зависти), НА АТИ МАНИТА (Не ожидание почестей).
Из перечисленных качеств, более подробно рассмотрим ДАНАМ (совершение пожертвований, благотворительность).
ДАНАМ (совершение пожертвований, благотворительность) олицетворяет щедрость и является одной из четырех основ ДХАРМЫ (Пути Предназначения).
ДХАРМА (Путь, Следование Небесным Законам, Предназначение, Добродетели, Религиозность) стоит на четырех ногах: ТАПАС (аскезы, добровольные ограничения), ДЖНАНА (духовное знание), ЙАДЖНА (жертвоприношение) и ДАНАМ (пожертвование).
В ДХАРМА-ШАСТРА, которую составил МАХАРИШИ (великий мудрец и провидец)
ПАРАШАРА, ДАНА (пожертвование, благотворительность) является главной добродетелью и источником выполнения ДХАРМЫ для рожденных в КАЛИ-ЙУГУ (эпоха в которую мы живем).
|| parAzara smRtiH ||
|| ПАРАШАРА СМРИТИ ||
prathamo’dhyAyaH |
Первая АДХЙАЙА (глава) |
tapaH paraM kRtayuge tretAyAM jJAnamucyate |
dvApare yajJamevAhuH dAnamevakalau yuge || 23 ||
Текст 23. Совершение ТАПАСА (аскез, добровольных ограничений) предписано для
КРИТА-ЙУГИ, ДЖНАНА (совершенствование в знаниях) для ТРЕТА-ЙУГИ,
выполнение ЙАДЖНА (жертвоприношений) для ДВАПАРА-ЙУГИ и ДАНАМ
(пожертвования, благотворительность) для КАЛИ-ЙУГИ ||
ВЕДЫ говорят, что МАХАЙУГА (большой период времени) состоит из четырех ЙУГА (периодов времени): КРИТА, ТРЕТА, ДВАПАРА и КАЛИ, каждый из которых имеет свои особенности, энергию, проявления и предписания.
КРИТА на санскрите обозначает совершенный и число четыре.
КРИТА-ЙУГА – совершенная, золотая эпоха, которую также называют САТЙА-ЙУГА. В этот
период ДХАРМА стоит на четырех ногах: ТАПАС (аскезы, добровольные ограничения), ДЖНАНА (духовное знание), ЙАДЖНА (жертвоприношение) и ДАНАМ (пожертвование).
Продолжительность жизни и особенности строения физического тела в КРИТА-ЙУГУ позволяют рожденным духовно совершенствоваться, следуя четырем основам ДХАРМЫ и сосредоточив свое внимание на выполнении различных видов ТАПАСА (аскез), которые не доступны для рожденных в другие эпохи.
В ТРЕТА-ЙУГУ у ДХАРМЫ остается только три ноги, так как влияние новой энергии и особенности строения физического тела уже не позволяют выполнять большинство видов ТАПАСА (аскез), САДАЧАРА (духовная жизнь) стремящихся к совершенству основана на трех добродетелях ДЖНАНА(духовное знание), ЙАДЖНА (жертвоприношение) и ДАНАМ (пожертвование), из которых наиболее благоприятным для этой эпохи является ДЖНАНА (совершенствование в знании).
Влияние энергии ДВАПАРА-ЙУГИ, оставляют у ДХАРМЫ две ноги: ЙАДЖНА (жертвоприношение) и ДАНАМ (пожертвование). Наиболее благоприятной деятельностью
способствующей духовному становлению для рожденных в ДВАПАРА-ЙУГУ является совершение ЙАДЖНА (жертвоприношений).
Энергия, которая доминирует в КАЛИ-ЙУГУ, оставляет ДХАРМУ на одной ноге и главной
добродетелью этой эпохи является ДАНАМ (пожертвование). При помощи правильной практики ДАНАМ (пожертвования и благотворительности) в КАЛИ-ЙУГУ могут быть достигнуты и обретены, те же духовные состояния, что и в КРИТА-ЙУГУ при помощи ТАПАСА (аскез), в ТРЕТА-ЙУГУ при помощи ДЖНАНА (совершенствование в знании), в ДВАПАРА-ЙУГУ при помощи ЙАДЖНА (жертвоприношений).
abhigamyakRte dAnaM tretAsvAhUyadIyate |
dvApare yA ca mAnAyasevayA dIyate kalau || 28 ||
Текст 28. В КРИТА-ЙУГУ пожертвование делается, как должное, как только
появляется возможность, в ТРЕТА-ЙУГУ после обращения (напоминания,
объяснения), в ДВАПАРА-ЙУГУ, когда об этом просят, в КАЛИ-ЙУГУ в обмен на
служение ||
В данном тексте ШРИ ПАРАШАРА МУНИ приводи четыре состояния сознания, четыре уровня
практики ДАНАМ (пожертвования, благотворительности).
Первый был распространен среди рожденных в САТЙА-ЙУГУ (золотой период времени), когда
преобладало духовное сознание и были глубоко постигнуты Законы Мироздания. В совершенный период КРИТА-ЙУГИ ДАНАМ (пожертвования, благотворительность) совершалась при первой возможности и как должное. Когда у рожденного появлялась возможность совершить пожертвование он сразу делал его достойному получателю. САТЙА-ЙУГА называется золотым периодом, так как согласно Закону Мироздания «Получает тот, кто дает», рожденные в этот период практикующие правильным образом
ДАНАМ (пожертвования, благотворительность), которое было заложено в их сознании, жили в процветании и богатстве.
Уровень процветания и благосостояния рожденных в ТРЕТА-ЙУГУ значительно уменьшился, так как в их сознании практика ДАНАМ (пожертвования, благотворительность), уже не была совершенной. Рожденным в эту эпоху требовались напоминания или соответствующие объяснения.
Процветание рожденных в ДВАПАРА-ЙУГУ уменьшилось еще больше, так как в их сознании практика ДАНАМ (пожертвования, благотворительность) стала осуществляться лишь по просьбе.
КАЛИ-ЙУГА считается эпохой бедности, так как состояние сознания рожденных «Хочу брать, зачем что-то и кому-то давать», нарушает Закон Мироздания «Получает тот, кто дает» и обрекает их на бедность. Рожденный с таким сознанием, согласно Ведическим писаниям «вкушает вчерашнюю пищу», даже если у него в этом рождении есть определенный уровень достатка, в любую минуту он может стать банкротом, так как живет за счет пожертвований совершенных в прошлых рождениях.
Также энергия КАЛИ-ЙУГИ способствует состоянию сознания, когда рожденный соглашается сделать пожертвование, но только в обмен на какой-то вид служения, в том числе требуя от получателя пожертвования, прославления его щедрости и добродетельности.
abhigamyottamaM dAnamAhUyaiva tu madhyamam |
adhamaM yA ca mAnAyasevAdAnaM tu niSphalam || 29 ||
Текст 29. Пожертвование, которое сделано из чувства долга, при первой возможности,
является превосходным (дарует великое благо). Пожертвование, которое сделано
после обращения (напоминания, объяснения) несет средний результат. Очень
маленький результат от пожертвования сделанного по просьбе. Пожертвование, за
которое требуют служение, является бесплодным ||
В тексте 29 описаны результаты пожертвований выполненных в соответствии с одним из четырех уровней сознания указанных в тексте 28.
saksetre vApayedbIjaM supAtre nikSipeddhanam |
sukSetre ca supAtre ca hRuptaM dattaM na nazyati || 47 ||
Текст 47. Семена следует высевать в благодатную почву, богатства (ценные предметы,
пожертвования) должны быть переданы достойным получателям.
Посеянное в благодатную почву и отданное достойному получателю, никогда не будет
утраченным ||
apUrvaH suvratI vipro hRpUrvazcAtitihiryathA |
vedAbbhyAsarato nityaM tAvapUrvau dine dine || 49 ||
Текст 49. Чрезвычайно благоприятны последствия пожертвований сделанных
БРАХМАНУ, который выполняет аскезы и соблюдает духовные обеты, БРАХМАНУ,
который излучает чистоту и возвышенные качества, БРАХМАНУ, который
посвящает себя изучению ВЕД, источником которых является Верховный Господь.
Необычайно благотворные (плоды таких пожертвований, они увеличиваются и)
растут день за днем ||
В текстах 47 и 49 МАХАРИШИ ПАРАШАРА говорит о том, что наибольшей важностью при
выполнении ДАНАМ (пожертвования) является получатель.
В БХАГАВАД-ГИТЕ 7.22 сказано, что Истинным получателем и дарителем является Верховный Господь, поэтому наилучшими, достойным получателями пожертвований, являются личности, которые служат Верховному Господу.
БХРИГУ МУНИ говорит, что пожертвование, переданное духовной личности или святому, подобно пребыванию под деревом ПАРИДЖАТА (мистическое дерево, на высокой в духовном развитии планете, пребывание под которым исполняет различные желания).
Если вы родились в КАЛИ-ЙУГУ и хотите обрести знание, силу, красоту, жену, мужа или ребенка, восстановить здоровье, устранить препятствия или постигнуть природу счастья, практикуйте ДАНАМ (пожертвования, благотворительность) в правильном сознании, достойному получателю, в благоприятное время и в подходящем месте, желаемое будут получено, в этом нет сомнений.
БХРИГУ-МУНИ рассказывает историю, в которой разорившийся от скупости торговец, сумел пересилить на время жадность и с правильным умонастроением дал черствый сухарь великому святому, а через время вернулся обратно, что бы забрать свой дар. Но когда вновь увидел святого, забыл обо всех материальных желаниях, так как плоды пожертвования проявились и пробудили в его сердце духовное сознание. Бывший скупец провел остаток жизни, у ног святого вкушая нектар Духовной Истины, а в следующем рождении стал очень богатым и влиятельным, его благосостояние не уступало КУБЕРЕ (Владыке Богатства). Кроме того, он получил возможность помнить о своих прошлых рождениях и принеобходимости применять мистические совершенства. Практикуя служения Верховному Господу и полностью сосредоточив на нем свой ум и разум, бывший скупец, восстановил свое изначальное духовное положение и достигнул чистого преданного служения Верховному Господу.
|| parAzara smRtiH ||
|| ПАРАШАРА СМРИТИ ||
dvitIyo’dhyAyaH |
Вторая АДХЙАЙА (глава) |
karSakaH khalayajJena sarvapApaiH pramucyate |
yo na dadyAddvijAtibhyao rAzimulamupAgataH || 11 ||
Текст 11. Живущий мирской жизнью (земледелец, фермер, торговец) насылает на свой
дом и поле деятельности все виды грехов, бед и пагубных проявлений, если не делает
пожертвования и подношения БРАХМАНАМ (духовно осознавшим себя, обладающим возвышенными качествами и посвятившим себя служению Верховному Господу), когда есть такая возможность и когда получен доход (приобретение) ||
sa cauraH sa ca pApiSTho brahmaghnaM taM vinirdizet |
rAjJe dattvA tu SaDbhAgaM devAnAM caikaviMzakam || 12 ||
Текст 12. Является вором, грешником и убийцей БРАХМАНА, тот, кто не отдает 6
частей (от полученного урожая или дохода) РАДЖЕ (царю) и не жертвует 21 часть (от
полученного урожая или дохода) Верховному Господу ||
В данном тексте говорится о важности уплаты справедливых налогов правителю, которые должны составлять 6% от полученного дохода или урожая. Кроме того, указывается, что благочестивый человек делает пожертвование равное 21% от полученного дохода или урожая Верховному Господу, через преданных, посвятивших свою жизнь служению Верховному Господу.
В ШРИМАД-БХАГАВАТАМ-ПУРАНЕ 7.14.17 говорится, что наибольшее удовлетворение
Верховный Господь получает, когда пожертвования ему передаются через его преданных, духовных личностей, посвятивших себя служению Верховному Господу.
ШРИМАД-БХАГАВАД-ГИТА 17.20-22 приводит три вида ДАНАМ (пожертвования,
благотворительности) связанных с влиянием трех ГУН материальной природы:
dAtavyamiti yaddAnaM dIyate’nupakAriNe |
deze kAle ca pAtre ca taddAnaM sAttvikaM smRtam || 20 ||
Следует называть САТТВИЧНЫМ (благостным) ДАНАМ (пожертвование), которое
сделано с учетом ДЕША (места) КАЛА (времени) и ПАТРА (обстоятельств), без
желания, что-либо получить взамен, которое сделано из чувства долга ||
yattu pratyupakArArthaM phalamuddizya vA punaH |
dIyate ca parikliSTaM taddAnaM rAjasaM smRtam || 21 ||
Следует называть РАДЖАСТИЧНЫМ (в страсти) ДАНАМ (пожертвование), которое
сделано для того, что бы получить, что-то взамен, желая получить его плоды или
которое сделано не из чувства долга ||
adezakAle yaddAnamapAtrebhyazca dIyate |
asatkRtamavajJAtaM tattAmasamudAhRtam || 22 ||
Считается ТАМАСТИЧНЫМ (невежественным) ДАНАМ (пожертвование), которое
сделано в оскверненном месте, в неблагоприятное время и недостойным людям,
которое сделано без должного почтения и без должного внимания ||
Для того, что бы практика ДАНАМ (пожертвования, благотворительности) способствовала духовному совершенствованию, устранению препятствий с Пути и материальному процветанию, должны быть выполнены четыре составляющих:
1) Пожертвование должно быть выполнено в правильном умонастроении, как часть должного, как соблюдения Закона Мироздания установленного Верховным Господом, как исполнение своего Предназначения;
2) Пожертвование должно быть сделано достойному получателю, личности, которая посвящает свою жизнь служению Верховному Господу, личности, которая словом и делом, следует Священным Писаниям, личности, которая распорядится пожертвованием для духовных и благотворных целей и задач;
3) Пожертвование должно быть сделано в благоприятное время.
Согласно МАХАРИШИ БХРИГУ, ДАНАМ (пожертвования, благотворительность) совершенная в 1-й ТИТХИ ШУКЛА ПАКША (1-й Лунный день светлой половины месяца, растущей Луны) или в момент, когда СУРЙА входит в новый РАШИ (Знак зодиака), особенно если в ДЖАТАКА (гороскопе рождения) это ПРАШНА-БХАВА (дом, связанный с вопросом, решение которого будет способствовать духовному совершенствованию) или в день, когда ЧАНДРА (Луна) находится в ДЖАНМА-НАКШАТРА (звезде, в которой Луна пребывала в момент рождения), будет являться всегда благоприятным. Плоды ДАНАМ (пожертвования) совершенного в это время, многократно увеличиваются, а все ДОША (препятствия, вред) разрушаются;
4) Место, в котором совершается ДАНАМ (пожертвование, благотворительность) не должно быть оскверненным.
ХАРИ ОМ ТАТ САТ
Статья авторства - АРЙА БХРИГУ ЧАКШАС
Сайт - http://bhrigu.at.ua/